Предисловие:
Википедия снова права!
Ниже вы прочитаете отрывок из статьи в Википедии, наполненные мрачными подробностями, подтверждение
которых я недавно получил от мужа свидетельницы данного события. В прошлом месяце я спросил пастора
Е.К, который служит в одной Загадочной Стране (З.С.), получила ли его жена водительские права. «Да, она
получила их!» «Хорошо», сказал я. «Быстро она. Сколько раз ей пришлось сдавать экзамен?» Я знал, что иногда этот
экзамен пересдают несколько раз. «Она завалила первый, и другие ученики сказали ей, что она никогда не сдаст, если
не даст на лапу экзаменатору. Она так и сделала, и тут же получила свои права».
Тайные, неучтенные платежи за то, что в западных странах считается обычными услугами, могут привести к
тому, что за рулем автомобиля окажется опасный водитель (одна из моих дочерей тоже завалила свой первый экзамен
на права — и вполне заслуженно). Кроме того, это развращает мораль такого водителя. Книга Екклесиаста
(7:7) использует более сильные слова, говоря об этом побочном эффекте взятки:
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. Мудрые жертвы вымогателей взяток теряют разум.
Взяточник ещё больше развращает своё сердце, а взяткодатель в конечном итоге также развратится.
С самого начала скажу, что я не считаю, что высокий уровень взяточничества в менее развитых странах
означает, что живущие там люди менее моральны по своей сути, чем американцы или западные христиане. Люди
всегда приспосабливаются к своей культуре. В странах, где благовестие Христово свободно проповедовалось людям
на протяжении многих поколений, общественная мораль часто выше, чем в других. ЗС, о которой мы говорим здесь, не имела преимуществ, которые были у американцев.
Однако, по своей природе все люди такие же, как и апостол Павел, который пишет о себе, что он знает, что не живет во
нём доброе (Римлянам 7:18). Все люди рождаются одинаково грешными, подверженными влиянию всякого
рода грехам, особенно тем, что коренятся в их культуре. Слава Богу, Библия вступается за всех, потерпевших
урон от вымогателей, в том числе за пастора Е.К., и даёт им разумение, надежду и путь, чтобы уйти от безумия и
глупости. На днях я получил от него анализ книги, который меня удивил. Поскольку он не из тех людей, кого можно
легко впечатлить, я был не готов к тому тону, в котором был написан его обзор. Вот отрывок из него:
Мое понимание кальвинизма и мое отношение к нему, делится на этапы до прочтения книги Кайпера и
после нее. До встречи с этой книгой мое понимание кальвинизма ограничивалось лишь пятью пунктами
Дортского синода.
Прочтение книги Кайпера имела эффект "разорвавшейся бомбы" и взрыва стереотипов. Я никогда до этого не слышал о таком применении
христианства ко всем сферам жизни общества. До этого я христианство воспринимал только в
периметре церкви. Теперь я понимаю, что если Христос является Царем мира, то все сферы
человеческой жизни и общества должны быть подчинены Ему и Его власти: не только теология и
церковь, но государственность, законы, наука, культура, политика, искусство, этика, спорт и т.д.
Также после прочтения "Лекций" Кайпера, я понял, почему цивилизация Запада получила такое развитие
и почему Россия так отстает от западной цивилизации. Учение Кальвинизма о суверенной
власти Бога над творением , укоренившеесся в укладе жизни "протестнтских" стран, уровняла
перед Богом и Его Словом как простого рабочего, так и правителя страны. Перед законом и судом все равны.
В России, как мы знаем, господствует понимание Восточной Церкви, когда государство стоит над
церковью. Правление царя или правителя безусловно. В нашей культуре испокон веков господствует
принцип "как барин скажет, так и будет". Это открывает практически бесконтрольную власть
истеблишмента не только над народом, но как результат, и над законом. Отсюда коррупция,
бессилие закона, злоупотребление властью и т.д. При таком положении вещей невозможно ожидать
правильного развития. Пока люди не признают главенство Бога во всех сферах жизни общества,
жизнь людей так и будет носить средневековый характер. Идея демократии будет лишь красивой
идеей...
Поэтому, главным применением этой книги в современной нам России будет насаждение и
развитие церквей с Библейским мировоззрением всевластия Бога. Когда Евангелие завоюет Россию,
когда люди и власти будут уважать Бога и Его слово, тогда будет настоящее библейское развитие.
Я думаю, Кайпер потому так впечатлил Е.К., что сам Кайпер восхищался взглядами Кальвина на библейское
учение о гражданском управлении. Жан Кальвин в своём Наставлении в христианской вере, книга 4, глава 20 «О
гражданском управлении», писал о том, как мир должен быть устроен, и как он должен управляться под властью
Бога. (Оговорка: мы не поощряем использование термина кальвинизм или других каких-либо измов в нашей
семинарии или наших церквях. Однако, книги о христианском мировоззрении на других языках,
используемые нами в семинарии, были написаны давно и употребляют этот термин довольно часто. Таким образом,
читая эти книги и обсуждая их, невозможно не использовать данный термин чаще, чем обычно.)
Осознание Е.К. библейской истины в вопросе гражданского управления, вселяет разумность в тех, кто
подвергается искушению считать нормой разложение морали государственных служащих, с которым приходится
часто сталкиваться, как в его стране, так и в соседних с ней государствах.
Я хотел не просто написать о том, как всё должно быть устроено на самом деле, но, следуя траектории,
проложенной Е.К., определить 5 вещей, которые Бог хочет, чтобы мы делали, живя в подобном коррумпированном
обществе.
Согласно данным, представленным на сайте, США находятся на 18-м месте среди самых некоррумпированных
государств, Латвия на 40-м, страна, о которой мы говорим в этой статье, на 131-м, а ситуация в Сомали хуже всех —
эта страна находится на 176-м месте в списке.
Коррупция в ЗС настолько велика, что в Википедии этому посвящена отдельная страница. В статье с
заголовком Коррупция в [ЗС] 2 мы читаем: Распространение коррупции в современной [ЗС]
Значительное падение рейтинга [ЗС] в отношении коррупции, с 90-го места на 126-е, падение на 36
пунктов всего за один год, произошло во время второго срока тогдашнего президента. Такая же
пессимистичная картина представляется и при взгляде на данные о среднем размере взяток,
который значительно вырос за последние пять лет. К примеру, согласно данным Отдела по борьбе с
экономическими преступлениями при Министерстве внутренних дел, средний размер взятки составил
9000 [в валюте ЗС] в 2008 году, 23000 в 2009 году, 61000 в 2010 году и 236000 в 2011 году. Другими
словами, средний размер взятки в 2011 году был в 26 раз выше, чем в 2008 - во много раз больше, чем
уровень инфляции за тот же период.
Существуют различные оценки того, во что коррупция обходится государству на самом деле.
Согласно официальной статистике правительства [ЗС], в 2011 году «теневая экономика» составляла
всего 15% от ВВП [ЗС], это включает в себя незадекларированные зарплаты (с целью избежать
уплаты налогов и социальных выплат) и иные виды налогового уклонения. Согласно оценкам [ЗС],
коррупция в 2011 году составляла лишь 3,5 — 7% от ВВП. Некоторые независимые эксперты оценивали
уровень коррупции в размере 25% от ВВП [ЗС].
Данные отчета Всемирного Банка говорят о 48%.
Произошло также интересное изменение цели взятки: если раньше госслужащие брали взятки,
чтобы закрывать глаза на нарушения законов, теперь они делают это, чтобы исполнять свои
прямые обязанности. В конечно счёте, за коррупцию расплачивается
население [ЗС]. По мнению экспертов, значительный рост тарифов на ЖКХ, воду, газ и электричество,
который превысил даже уровень инфляции - прямое следствие коррупции на высших уровнях власти. В
последние годы реакция на коррупцию изменилась: начиная со второго срока президенства [тогдашнего
президента ЗС], было возбуждено незначительное количество дел по статям о взяточничестве.
Система [президента ЗС] известна своими повсеместными и открытыми связями между
властью и бизнесом, также как и использованием родственных и дружеских связей, разного рода
знакомств для получения бюджетных денег и захвата государственного имущества. Рейдерские
захваты государственной и частной собственности и земель стали повсеместным явлением.
Во время изучения библейского мировоззрения в нашей семинарии, я всегда даю пасторам задание написать эссе
на 10-20 страниц по какому-либо аспекту библейского мировоззрения, после того, как они прочитают 6 книг и 1-ю главу Вестминстерского исповедания веры. Вот список книг, наиболее подходящих для этого задания:
Джош МакДауэлл «Неоспоримые свидетельства»
Абрахам Кайпер «Лекции о кальвинизме», которые
мы перевели и озаглавили «Христианское
мировоззрение»
Хенри Митер «Основные идеи кальвинизма»
Г. К. Честертон «Ортодоксия»
Питер Лайтхарт «Против христианства»
К. С. Льюис «Чудо»
Теперь, с появлением данного эссе, у всех, надеюсь, появится седьмой источник информации, автор которого
прожил большую часть своей взрослой жизни в коррумпированном обществе. Большой период времени, с
1990 по 2015 год мы с женой прожили в [некоем городе ЗС].
Взяточничество и культура взяток — часто своего рода форма искусства. Я в ней новичок, потому что я —
иностранец и не вхож во внутренний круг крупного взяточничества. Я дал свою первую взятку в декабре 1990
одному таможенному сотруднику, чтобы он разрешил мне забрать мою посылку. Он просто не хотел отдавать мне
вещи, необходимые моей семье. Я сунул ему купюру в 20$, спрятанную между страниц Нового Завета на его родном
языке. Он обрадовался, увидев Новый Завет. Когда ты оказываешься в подобной ситуации, ты платишь требуемое, словно это обычный платеж, только без квитанции об оплате. Часто такие поборы собираются как пошлины.
После того первого раза, по моим подсчетам, я заплатил еще порядка 20 различных «пошлин» дорожной полиции и
5 - таможенным служащим. Бог очень милостив: нам никогда не приходилось платить больше 100$!
Наши пасторы/студенты могут писать эссе по любому аспекту христианского мировоззрения по своему желанию,
но они должны использовать в качестве источников 6 указанных выше книг, а также их эссе должны содержать
сноски и библиографию. Поскольку в старшей школе в их стране не пишут исследовательские работы, практически
никому из них не приходилось делать сноски. В честь наших студентов и пасторов, которые, храбро
жертвуя собой ради служения Евангелия, остаются в одной из самых коррумпированных стран мира, я решил написать
эссе о том, чему учит Библия в отношении взяток, и что это учение подразумевает.
Сразу же скажу, что само определение понятия взятки — движущаяся цель, которую я попытаюсь
сфотографировать в полете. Но мы пока ограничимся определением, которое используется в Америке:
Уплата требуемой суммы денег, которая официально нигде не зарегистрирована, какому-либо лицу по каким-либо
причинам для выполнения каких-либо действий. Мои исследования и выводы разделились следующим образом:
I: Искусство взятки
II: Библия и взятки
III: Взятки и Божьи приоритеты
IV: Взятки, Иисус и Евангелие
V: Как бы Иисус хотел, чтобы мы поступали
Примечание: Я не подписался под этим эссе, чтобы у
меня была возможность уехать из ЗС, прежде чем там
поймут, кто автор этой работы!
I
Искусство взятки
Хотя я никогда не участвовал в коррупции «высшей лиги», на протяжении двадцати пяти лет я входил в «лигу
непрофессионалов». Эффективное, искусное и по-своему «красивое» вымогательство имеет очень четкую цель:
создать ситуацию, в которой человек, наделенный властью решать какие-либо вопросы, делает другому человеку
большое одолжение. Тот, кто берет взятку, должен получить достаточно денег для того, чтобы хоть немного
улучшить свою жизнь, порадовать себя, купить цветы своей жене, но не настолько много, чтобы этой взяткой
«огорчить» взяткодателя и заставить его предпринять какие-то действия против него.
Для этого требуются следующие умения:
1. Умение предъявлять обвинения, которые влекут за собой серьёзное наказание.
Это — основа основ. Без этого весь шедевр разваливается. Когда тебя останавливает сотрудник
полиции или таможни, у него должно быть против тебя обвинение, основанное на каком-либо факте или ещё чём-
либо, последствием которого будет штраф, который испортит тебе весь день. Каждый раз, когда меня
останавливали полицейские, и им хотелось немного «счастливых денег», сразу же после объявления о допущенном мной нарушении, как, например, «вы пересекли двойную сплошную», следовало: «за такое нарушение у вас могут конфисковать автомобиль» или «вас лишат водительских прав». После таких слов сердце любого человека начинает учащенно биться!
Дополнительные баллы: В двух случаях эффективность этого первого шага возрастает еще больше.
а. Обвинение может быть построено на реально действующем законе, но вы в действительности его не
нарушали. Дополнительные баллы за сведение вас с ума.
б. Обвинение построено на вымышленном законе, но вы этого доказать не можете. Дополнительные баллы за
творческий подход.
2. Умение находить укромное местечко Укромное местечко для вымогания взятки — где-нибудь подальше от людских глаз. В ЗС меня всегда приглашали побеседовать на заднем сиденье полицейской машины.
Меня научили отказываться от такого предложения. Услышав такой отказ, полицейский всегда заставлял меня
хотя бы выйти из машины, что тоже незаконно, но что давало ему возможность приступить к запугиванию с глазу на глаз. Без укромного
местечка нет настоящего искусства взятки.
3. Умение дать жертве время «помариноваться» в своих эмоциях, вызванных грядущим наказанием, чтобы она сама предложила
способ всё уладить.
Это также ключевое умение для вымогания из несчастного водителя максимально возможного. Сотрудник должен либо стоять рядом с автомобилем, как бывало со мной, постукивать правами и паспортом по ладони и говорить «ну и что мы будем
делать?», либо просто усадить водителя на заднее сиденье полицейского автомобиля на 5-10 минут, в то
время как два сотрудника, стоя перед автомобилем, будут разговаривать между собой о том, сколько времени уйдет
на то, чтобы конфисковать машину, сколько бумаг придется заполнить, чтобы лишить его прав, или даже просто
выписать квитанцию на штраф в полицейском участке. При этом крайне важно, чтобы у полицейских было серьезное
выражение лица, и они выглядели как можно более соответственно своей должности. Вдобавок к этому, водительские права и паспорт находятся у них в руках. сотрудник должен держать их у водителя перед глазами, чтобы увеличить его готовность предложить другое
решение проблемы. Как только водитель скажет: «Давайте я вам заплачу и поеду дальше», сотрудник имеет право
обвинить того в попытке подкупить должностное лицо, вдобавок к уже имеющемуся первому обвинению. В любом
случае, водитель остается в проигрыше. Жертве вымогательства должно казаться, что заплатить “неофициальный» штраф в разы
проще, чем официальный. В таком случае сотрудник-вымогатель выглядит как спаситель, а не как мучитель. В
любом случае, он в такой ситуации чувствует себя лучше, в отличии от своей жертвы.
Выплата взятки должна производится скрытно, например, деньги можно спрятать в паспорте, а паспорт
потом передать сотруднику. При этом денежные купюры не должны торчать из паспорта, как на фотографии, которую
вы видели в начале эссе. Вот это плохой пример дачи взятки!
5. Завершающий штрих— определение размера взятки.
В старые добрые девяностые размер взятки соответствовал всеобщей бедности в стране, в
среднем 2 доллара за любые нарушения ПДД. С ростом благосостояния населения, этот тариф
вырос в десятки раз. Теперь в среднем приходится платить «подарки» в 100 долларов.
Вы знаете, что имели дело с мастером своего дела, если, когда он отдает вам ваши документы, вы смотрите на
него и говорите: «Спасибо, командир!» И уезжаете с мыслями «Какой славный парень!»
II
Библия и взятки
Я убежден, что, начиная с книги Бытие 3:15, Христос на протяжении всего Писания является его центром. В то же
время, мы видим Его на фоне богатого сплетения нитей в узоре Писания, в котором мы видим «поэтическое
богословие» взяток, такое же поэтическое, как и в «Искусстве взяток».
Бог не просто пишет о взятках в Библии, Он делает это в поэтической форме. Каждый из приведенных ниже хорошо
известных всем отрывков Библии представляет собой образец древнееврейской поэзии. 27% всего Писания
написаны в поэтической форме, в том числе и большинствокниг пророков.
Поскольку значительная часть отрывков, на которых основывается наше исследование, взята из этих книг, мы
будем изучать богословие взяточничества, изложенное языком поэзии. Это значит, что Бог не просто любит
говорить о взятках, но Он делает это цветисто и стильно. Бог не предлагает нам некую инструкцию с формулами
устройства жизни и точными определениями. Многие пресвитериане не придерживаются Божьего стиля. Они
любят определения и формулы, а не язык Бога, который зачастую поэтичен и искусен.
Такой художественный контекст богословия взяток даёт и нам право творческого подхода не только в этом вопросе,
но и во всех аспектах жизни. Юмор выступает средством выражения такого творчества, поэтому я и говорю, что мы
должны научиться смеяться над теми, кто вымогает у нас взятку. Как я писал в «Искусстве взятки», мы должны учиться не принимать всё слишком серьёзно. Даже когда студенты пишут эссе, оно должно быть не только информативным, но и развлекательным. Как нам следует подвергать осмеянию сатану и зло, также нужно учиться смеяться и над коррупцией. И как Честертон в своей «Ортодоксии» смеётся над неверием в Бога, так же и нам следует смеяться над взяточничеством, т.к. оно является результатом неверия.
Еврейское слово — shachad может означать «подарок» («дар»), «награда» или «взятка», в зависимости от контекста. В Ветхом завете
это слово употребляется 23 раза. Например, Кир, Божий помазанник, так описывается в Книге пророка Исайи 45:13:
“Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары [шахад]”, говорит Господь Саваоф.
И здесь мы сталкиваемся с почти неразрешимой проблемой. Вкратце заметим, что согласно Библии взятка
— это тайная плата за нарушение законной справедливости. Наиболее полную иллюстрацию этого мы
видим в Евангелии от Луки 3:13,14, где Иоанн Креститель велит сборщикам налогов не взимать с людей более, чем
официально положено, а солдатам — не запугивать и не обвинять людей ложно и быть довольными своим
жалованием. Эти повеления могли бы фактически свести на нет то, что Библия описывает как взяточничество.
Но уплата денег жертвой вымогательства как таковая Писанием не осуждается. Одно из применений слова
«шахад», как нам кажется, на английский язык постоянно переводится неверно. Посмотрим Притчи 21:14:
Подарок тайный тушит гнев, и дар [шахад] в пазуху – сильную ярость.
В Библии короля Иакова, одном из старейших переводов Писания на английский, сделанном во времена, когда часто
приходилось гасить гнев королей, «шахад» переведено как «награда». Во многих современных англоязычных переводах Библии используется слово со значением «взятка», тем самым подчеркивается, что такой дар всегда взятка. Однако в притче лишь говорится, что такова жизнь.
И поэтому там используется слово с нейтральным оттенком - «дар», «награда». Что подтверждает мое
мнение, что сам факт подобной уплаты денег не осуждается Писанием. Библейский текст, из которого можно вывести всеобщее
позволение делать такие платежи: соблюдайте то, чему вас учат фарисеи, но не делайте, как они. Матфея 23:1-4:
Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели
книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их
не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и
неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их.
Взятки подобны тем бременам, которые фарисеи налагали на людей. Иногда обстоятельства жизни и Божье
водительство таковы, что будет правильно дать требуемое, чем потерять то, что тебе дорого, не заплатив. Это
красивое, «поэтическое» определение. У некоторых людей может быть призвание и способность не платить почти
никому, потому что они считают, что должны исправлять систему и имеют много свободного времени на это. Я же
такого призвания в себе не чувствовал. Оно может поглотить всю вашу жизнь. Даже Христос не выступал
против системы открыто до момента, описанного в Матфея 23, и не открывал Себя как Бога до суда над Ним, о чём мы
читаем в Матфея 26.
Американцы называют взяткой любые суммы денег, которые кто-либо требует или даёт для осуществления
сделки. Но библейское определение термина «взятка» отличается от американского. По сути, если от нас требуют некую тайную плату во избежание наказания, а наказание совершенно непропорционально предполагаемому нарушению, то такая плата, согласно Библии, будет
результатом вымогательства, а не дачей взятки. Вот вам пример. Два года назад нашего друга С.Ф.
остановила полиция. Ему было предъявлено обвинение в нарушении дорожной разметки при движении и предложено
заплатить на месте. Разметка на том участке дороги не была видна из-за грязи. С.Ф. отказался платить
вымогаемые деньги, решив доказать свою правоту в суде. В ходе судебного процесса были предъявлены
свидетельские показания против него, и он проиграл. Его лишили прав на 3 месяца. Я думаю, что он мог бы с чистой
совестью заплатить тем полицейским вымогаемую у него сумму (и, вероятно, поступать так же в подобных ситуациях
в будущем). Его жена была очень расстроена из-за этой ситуации. Уплата вымогаемых денег разлагает человека, когда
делается с целью извратить правосудие, о чём я скажу далее. У нашего друга В.Н. требовали заплатить «откаты»,
чтобы его компания могла получить контракты. В определённом смысле, у него ничего не вымогали. Он мог
просто отказаться без ущерба для своей компании. Но его ситуация могла дойти до того, что Библия рассматривает
как дачу взятки.
Ниже мы приводим показательные отрывки из Писания, где слово шахад используется в отрицательном смысле, и
рассматриваем, какие выводы нам следует сделать из такого употребления и контекста.
Шахад #1:Исход 23:6-9
Дух Святой — хороший учитель. Впервые слово шахад употребляется в Писании в подробном контексте, из которого очевидно все его значение.
Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и
правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. Даров не принимай, ибо дары [шахад] слепыми делают
зрячих и превращают дело правых. Пришельца не обижай [и не притесняй его]: вы знаете душу
пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской.
(в Новом Русском Переводе (НРП) слово «шахад» переводится здесь как «взятки»)
Есть подарки и вознаграждения, которые не делают того, о чём говорится в этом отрывке, но есть такие, что:
нарушают справедливость по отношению к бедным;
способствуют ложным обвинениям;
облегчают убийство невинных и правых;
помогают оправдать преступников;
ослепляют зрячих;
извращают дело правых;
притесняют пришельца;
приводят к забыванию нашего морального наследия.
Главное, что мы должны увидеть здесь, это то, что взятка несёт не себе эти отпечатки несправедливости.
Когда человек, облечённый властью, вымогает у кого-то взятку, это не то же самое, когда обычный человек
вынужден заплатить то, что у него вымогают. В 1990 году у меня была проблема с получением моих
вещей на таможне. Мне сказали, что я не смогу их получить, если не заплачу таможеннику 20 долларов.
Уплата этой суммы не была нарушением справедливости, потому что апеллировать мне было не к кому, и если бы я обжаловал это дело, меня могли бы выдворить из страны.
Моя плата, фактически, имела целью восстановление справедливости. У меня вымогали взятку в стране, где у
человека есть только один выбор: потерять своё имущество или заплатить вымогателю. В моём случае это были продукты питания для моих детей и стиральная машина, в которой мы очень нуждались, т. к. у всех нас в то время были лямблии!
Человек, вымогавший у меня деньги, нарушал справедливость. Плата вымогаемой суммы сама по себе не
подпадает под вышеприведённое определение взятки. Это подарок, который пойманная в капкан жертва вымогателя
вынуждена дать ему в обмен на небольшую услугу.
Итак, мы видим в этом отрывке восемь видов несправедливости, относящихся к одному короткому слову шахад! Так Бог представляет нашему вниманию это слово, и оно выходит на сцену с блеском (коррупции).
Шахад #2: Второзаконие 10:16-20
Второзаконие 10 содержит второй пример использования этого слова, который является как бы
обёрткой для первого:
Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; ибо Господь, Бог ваш,
есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и
не берет даров [шахад], Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.
Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся...
(в НРП используется слово «взятки»)
В отличие от приведенных выше восьми злодеяний, связанных с взяточничеством, действие Божье совершенно
противоположно. Неприятие взяточничества проистекает из самой сущности Бога великого, сильного и страшного,
Который не смотрит на лица и не берет даров (взяток). Питер Лайтхарт в своей книге «Против христианства»
замечает, что Библия не учит тому, что современный человек называет этикой:
«... современная этика, особенно в Америке, является попыткой обратиться к вопросам о том, что правильно и что неправильно, не упоминая о Боге...»
Второзаконие 10 — это краткий обзор Левита 18-19, где Бог повторяет 18 раз «Я Господь» после объявления людям моральных запретов на определённые действия, такие как сожжение своих детей в качестве жертвы Молоху, вызывание мёртвых и обращение за советом к колдунам. Эти Божьи постановления отличаются от установленных Им свободно существующих законов природы. Любой нарушитель этих постановлений становится бунтарём против Самого Бога, Высшего Законодателя. Подобным же образом, и вымогатель взятки, и подкупающий оскорбляют прежде всего не человека, а Бога. Бог взяток не берёт, и те, кто их берёт, выступают против Бога!
Подобное мы читаем и в Иезекииля 22:12:
Взятки [шахад] берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием
вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог.
Шахад #3: Второзаконие 16:18-20
Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по
коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и
не бери даров [шахад], ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды
ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
(в НРП используется слово «взятки»)
В этом третьем применении слова шахад Мастер-портретист, Святой Дух, представляет его нам в новом контексте — государственного управления. Бог повелевает Израилю выбирать руководителей, которые не будут извращать законы, беря взятки, по тем же причинам, что перечислены в Книге Исход 23.
Здесь рассматривается также ответственность всего народа, избравшего такого правителя. Именно избиратели
со всего Израиля определяли назначения на государственные посты, поэтому избрание нечестивых
людей будет виной всего народа. Как видим, Бог постоянно напоминает людям эти причины и последствия. Можно добавить одно условие: не
смотри на лица (не будь лицеприятен). В судах у богатых и власть предержащих не должно быть преимущества над
бедными и слабыми.
Эти тексты Писания открывают нам, что Бог:
1. Говорит прямо руководителям государства и правительственным служащим.
2. Особенно заинтересован в общественном устройстве, основанном на почитании Бога и влиянии Бога на все его сферы.
Шахад #4: 1 Царств 8:3
Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки [шахад], и судили превратно.
(НРП: шахад, взятки)
Мы уже познакомились с определением шахада, причинами, по которым Бог запрещает его, и узнали об
особой ответственности как избирателей, так и выбранных ими правителей, не брать и не давать взятки. В этом
отрывке мы видим, что происходит, если молодые поколения не получают наставления в отвращении к
взяточничеству. Божий народ отверг как посланных Богом правителей сыновей одного из самых великих людей во всей Библии. Мужи Божьи должны воспитывать сыновей, которые не берут взятки.
Шахад #5: Псалом 25:8-10
Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с
грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука
полна мздоимства [шахад] .
(НРП: шахад, взяток)
Снова Дух Святой Своим вдохновением открывает нам в Писании еще один аспект богословия взяточничества. Мы
должны молиться и воспевать такие же псалмы, чтобы нам не соблазниться и не захотеть брать взятки, чтобы и нам не
получить наказание, которое ожидает всех взяточников, а именно — отлучение от лица Божьего в этой жизни и в
грядущей. Противостояние духу взяточничества должно быть частью нашего поклонения Богу.
Шахад #6: Притчи 15:25-27
Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит. Мерзость пред Господом – помышления
злых, слова же непорочных угодны Ему. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки [шахад] будет жить.
(НРП: шахад, взятки)
Здесь показано влияние взятки на семью взяточника. Взятка, если человек поддаётся ей, вредит не только его
душе, но и всей его семье. Кроме того, мы видим в этом отрывке, что единственно
правильное отношение к желанию потребовать взятку — ненависть. Мы не можем быть нейтральны в этом вопросе.
И мы снова отмечаем, что Иегова невидимо, но ощутимо вмешивается, когда на сцену выходят взятки. Он лично
вступается, чтобы защитить права слабых, в данном случае права вдовы. Вдовы, вероятно, часто становятся
жертвами вымогателей. И Он наказывает вымогателя, внося беспорядок в его дом и семью.
Взятки вынуждают Бога лично начать действовать. Ненависть ко взяткам также требует определённых
поступков.
Исайя 33:15-16:
Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает
руки свои от взяток [шахад], затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает
глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные
скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.
В свете отрывка из 33 главы Книги пророка Исайи, ненависть ко взяткам означает, что мы должны совершить
реальные шаги, образно говоря, отдёрнуть руку, когда нам протягивают взятку. Для этого может потребоваться
предпринять некоторые весьма серьезные меры, о чём я скажу в конце эссе.
Шахад #7: Притчи 17:23
Нечестивый берет подарок [шахад] из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
(НРП: шахад, взятки)
В древнееврейском оригинале здесь шахад используется в значении «тайный дар», то есть из некоего
места, где он был спрятан. Именно так взятка зачастую и даётся. Мне неоднократно говорили спрятать деньги в
паспорте, а затем передать паспорт полицейскому или сотрудник таможни, так что, если за ними наблюдают, или снимают скрытой камерой, наблюдатели не смогли бы увидеть, как я передаю деньги госслужащему.
Этот стих точно передает весь аморальный дух взяточничества, что взятка часто дается незаметно. Взятка
существует как-бы в другом мире, и поэтому эффективно бороться с ней непросто. Невозможно заснять такую
передачу на iPhone и разослать видео всем, кому только можно, как, например, бывает в случаях излишнего
применения силы сотрудниками полиции.
Шахад #8: Притчи 29:4
Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки [шахад] разоряет её.
(НРП: шахад, взятки)
И снова мы видим пример того, что Библия написана и для того, чтобы судить правителей, и чтобы быть
руководством для них. Если правитель хочет, чтобы его страна была крепкой, он вершит правосудие. Если же он
хочет, чтобы она начала разваливаться, он начинает брать взятки и поощряет других поступать также.
Правитель, который заявляет, что действует на благо своей страны и её граждан, но при этом поощряет
взяточничество, на самом деле не любит ни свою страну, ни свой народ. Он ненавидит их, и делает всё, чтобы
разорить их. Такова Божья оценка такого правителя и правительства. Независимо от того, что такой правитель
или правительство говорят своим гражданам. Такой вывод можно сделать также на основании отрывка
из Послания к Евреям 4:12-13:
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до
разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
Человек может говорить что угодно, но Слово Божье открывает истину и грехе и намерениях человеческого сердца.
Здесь хорошо сделать следующее замечание. Этот отрывок осуждает любого госслужащего, который вымогает
взятки у своих граждан. (Если избранное правительство принимает решение обложить народ дополнительными
налогами, это не вымогательство. Взятки вымогаются вдали от чужих глаз). Согласно Библии, Бог оценивает и
ограничивает всякое правительство. В Римлянам 13 говорится, что всякая власть от Бога, но отрывки, подобные
этому, говорят о том, какое правительство угодно Богу. Хенри Митер пишет о том же: «Библия — правило веры и
практики каждого кальвиниста (опять же, скажу, любого библейского христианина — автор статьи) во всём. Также и
в области политики.”
Ранняя церковь понимала необходимость проповедовать истину властителям. Именно так поступил в
4 веке н.э. Августин написав и опубликовав свой труд «О граде Божьем», который прочитали многие короли, в том
числе Карл Великий. Вот отрывок из Книги V: Глава 24. — В чём состояло счастье
христианских императоров, и насколько оно было истинным.
Мы называем некоторых христианских императоров счастливыми не потому, что они долго управляли,
или, скончавшись мирной смертью, оставили послесебя управляющими своих сыновей, или
покорили врагов государства, или в состоянии были избегнуть и усмирить возмугившихся против них
граждан. Такие и другие награды или утешения этой многомятежной жизни удостоились получить и некоторые из почитателей демонов, не принадлежащие к царству
Божию, к которому принадлежат императоры христианские. Случилось так по милосердию Божию
для того, чтобы верующие в Бога не домогались этого как высочайшего блага.
Но мы называем христианских государей счастливыми, если они управляют справедливо; если
окруженные лестью и крайним низкопоклонством не превозносятся, но помнят, что они — люди; если
употребляют свою власть на распространение почитания Бога и на служение Его величию; если
боятся, любят и чтут Бога; если любят более то царство, в котором не боятся иметь сообщников;
если медлят с наказаниями и охотно милуют; если сами эти наказания употребляют как необходимые
средства для управления и охранения государства, а не как удовлетворение своей ненависти к врагам;
если и помилование изрекают не для того, чтобы оставить неправду безнаказанной, а в надежде на
исправление; если в том случае, когда обстоятельства вынуждают их произнести
суровый приговор, они смягчают его милосердием и благотворительностью; если обстановка и род их
жизни тем скромнее, чем более могли бы быть роскошными; если они лучше желают
господствовать над дурными наклонностями, чем над какими бы то ни было народами, и делают все
это не из желания какой-нибудь пустой славы, а из любви к вечному счастью; если не пренебрегают
приносить Богу за грехи свои жертву смирения, сожаления и молитвы. Таких христианских
императоров мы называем счастливыми, т. е. счастливыми пока надеждой, и которые потом будут
счастливы на деле, когда наступит то, чего мы ожидаем.
Шахад #9: Исайя 1:21-29
Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а
теперь – убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои –
законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки [шахад] и гоняются за мздою; не защищают
сироты, и дело вдовы не доходит до них. Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный
Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! И обращу на тебя руку
Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; и опять буду поставлять
тебе судей, как прежде, и советников, как в начале; тогда будут говорить о тебе: «город правды,
столица верная». Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его – правдою; всем же отступникам и грешникам –
погибель, и оставившие Господа истребятся. Они будут постыжены за дубравы, которые столь
вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; ибо вы будете, как дуб, которого
лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть
вместе, – и никто не потушит.
(НРП: шахад, взятки)
Этот отрывок из Писания суммирует Божье осуждение взяточников, даже если они в Церкви. Божий народ,
Израиль, превратился в блудницу, отчасти из-за того, что любят подарки и гоняются за мздой. Данный текст
прекращает любые споры о том, может ли считаться богоугодным человек, церковь или страна, если они берут
взятки. Ответ — нет. Согласно контексту они поклоняются ложным богам.
Но есть в этом библейском фрагменте и Благая весть: Бог обязуется очистить Свой народ и избавить его от этой
кары. И соответственно, это касается нас. Он очистит Свою невесту, отсекая ложных верующих, и обновляя остальных
посредством огня, испытаний и перековки на Его наковальне боли, доколе мы не станем городом правды, столицей верной.
Шахад #10: Матфея 26:14-16
Строго говоря, этот шахад — не шахад буквально. Здесь употребляется греческое слово, значение которого
отражает реальность, обозначаемую этим еврейским словом. В новозаветном греческом не используется слово
«взятка» как таковое. Греческое aischrokerdēs имеет широкий спектр значений, включая «взятка», и означает
буквально «грязная нажива» или «корыстолюбие» (как оно переведено в 1 Тим. 3:3, 8 и Титу 1:7). Взятка также
имеется в виду в Деяния 24:26, где сказано, что Феликс надеялся получить от Павла денег. Это также абсолютно
применимо и к Иуде, который предал Христа (см. Матф.26). Павел предпочёл остаться пленником, чем подкупить
Феликса. Возможно и мне не следовало платить всем тем вымогателям!
В Матфея 26 и Иоанна 17 мы встречаемся с самым низким видом взяточничества. Матфея 26:14-16:
Тогда один из Двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что
вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он
искал удобного случая предать Его Иоанна 13:27 даёт ещё немного информации:
И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
Сатана тайно участвует в всяком взяточничестве, как и в других нечестивых делах.
III
Взятки и Божьи приоритеты
Если вы выросли в западной протестантской культуре, или в стране, на которую она оказала большое влияние,
прочитав предыдущую главу, которая подробно и тщательно излагает все, что говорится в Библии о взятках,
вы сейчас недоумеваете. Вы, вероятно, задаетесь вопросом — зачем Бог потратил столько времени и чернил,
чтобы рассказать о Своем отношении к взяткам. Слово шахад употребляется в Библии 23 раза. Вы не поверите, но
слово «оправдание» используется в Писании лишь три раза.
У Бога интересные приоритеты!
Возможно, причина такого внимания к взяткам — беспокойство о тех странах, которые на карте, что вы
видели в начале эссе, окрашены в красный цвет. На сайте Quora7 мы находим информацию, что население развитых
стран мира составляет всего 8% от 7,3 миллиарда человек, проживающих на Земле. Великодушно округлим эту цифру,
и тогда получится, что лишь 1 миллиард человек живет в обществе, где взятки не являются частью их жизни, в то
время как остальные 6,3 миллиарда человек живут в странах, где даже сам воздух пропитан взяточничеством.
Если Бог Вселенной больше заинтересован, чтобы говорить к тем 6,3 миллиардам человеческих душ, которые
живут под гнетом взяток, и чьи сердца развращаются этими взятками, то употребление слова шахад 23 раза вполне
объяснимо.
Те же, кто живет в этой коррумпированной части мира, похож на одного из наших первых обращенных в ЗС — А.Ф.
Когда в 1999 году я спросил его, стоит ли написать и напечатать брошюру о том, что Бог говорит в Библии о
взятках, а затем распространить ее среди всего населения, особенно среди госслужащих, он, не задумываясь, ответил
«ДА!» Почему он с таким энтузиазмом выступил за проповедь Божьего закона, в то время как многие
американцы, которых я знаю, боятся Его закона и даже смущаются, слыша о нём? Я полагаю, причина такого
отношения в том, что А.Ф. изо дня в день подвергался давлению со стороны людей, нарушавших Божий закон и
вымогавших у него деньги. Он знал, что в его стране взятки правят миром и разрушают его.
Почему же американцы иногда стыдятся этих законов?
Потому что люди в США живут, подчиняясь им. Никто в Америке, с кем я встречался, ни разу не сказал мне, что у
него вымогали взятку! А мне уже 58 лет!
Если бы Бог задумал написать книгу,которая была бы востребована у 92% населения земного шара, Он написал
бы ее так, как написана Библия. Богу важнее говорить к тем, кто действительно угнетаем каждый день, но редко
жалуется, чем к тем, кто вовсе не угнетаем, (но постоянно жалуется).
Мы должны понимать, что Бог таков как Он есть, нравится нам это или нет. Бог относится к вопросу взяток
очень серьезно и много пишет о Своем отношении к ним. Мы должны подстроить себя под этого Бога, настоящего
Бога. Мы не имеем права создавать своё понимание Его характера и определять Его приоритеты, а затем
игнорировать те стороны Его личности и Его слова, которые мы не понимаем, или которые нас раздражают.
Как писал Льюис: «Быть может, 'Бог есть любовь' тавтология для серафимов, но не для людей.»
В конечном счете, мы можем не понимать в полной мере, почему Бог дал людям Своё откровение, но мы
должны позволить Богу быть Богом. Мы должны признавать, что то, как написана Библия, и эти 23 (?)
случая употребления слова шахад в Ветхом Завете, доставляют славу Богу. Согласно Вестминстерскому
исповеданию веры, глава 1, параграф 6, Писание представляет собой «весь замысел Божий относительно
того, что необходимо для Его собственной славы». Мы можем не понимать Божьи приоритеты, но мы должны
принимать и почитать их.
IV
Взятки, Иисус и евангелие
Итак, теперь нам нужно рассортировать все то, о чем мы сейчас так много говорили. Мы посмотрели на наиболее
яркие употребления слова шахад в Библии. Мы поговорили, почему Бог говорит о взятках больше, чем о
многих других вопросах, столь ценимых в западных странах. Многие жители стран Запада, равно как и
американцы, могут сказать: «Ну и что? Всё это не представляет собой главную суть Писания, не имеет
отношения ко спасению, Христу и Евангелию.» Богословие взяток не имеет отношения к жизненно-важным аспектам
нашей веры, как говорят пресвитериане. И вот тут я не соглашусь с ними. Во-первых из-за самой природы всего
Слова Божьего, Библии. Все эти слова — слова Иеговы, Бога Ветхого Завета. Но, как пишет Джош МакДауэлл, вся
Библия целиком изображает самого Иисуса как Иегову, дающего закон Божий и Слово Божье, всё слово Божье. 9
Нижеприведенная таблица подтверждает это:
ИИСУС — БОГ
Иегова Общий титул или действие Иисус
Ис. 40:28 Творец Иоан. 1:3
Ис. 45:22; 43:11 Спаситель Иоан. 4:42
1 Цар. 2:6 Воскресающ. мертвых Иоан. 5:21
Иоиль 3:12 Судия Иоан. 5:27; Матф.
25:31
Ис. 60:19-20 Свет Иоан. 8:12
Исх. 3:14 Я есмь Иоан. 8:58; 18:5-6
Пс. 22:1 Пастух Иоан. 10:11
Ис. 42:8; 48:11 Слава Божья Иоан. 17:1,5
Ис. 41:4; 44:6 Первый и Последний Отк. 1:17; 2:8
Осия 13:14 Искупитель Отк. 5:9
Ис. 62:5; Ос. 2:16 Жених Отк. 21:2; Матф.
25:1
Пс. 17:3 Твердыня, камень 1 Кор. 10:4
Иер. 31:34 Прощающий грехи Map. 2:7, 10
Пс. 148:2 Его хвалят ангелы Евр. 1:6
Во всем Ветх. Зав. Ему молятся Деян. 7:59
Пс. 148:5 Творец ангелов Кол. 1:16
Ис. 45:23 Исповедание как Господа
Фил. 2:11
Таким образом, это Сам Иисус, Кто так много говорит и пишет о взятках. И опять же, именно Иисус заботится о
Своих овцах. В Евангелии от Иоанна 10:11 говорится:
Я есмь Пастырь добрый.
В 34 главе Иезекииля мы читаем обещание Иеговы пасти своих овец.
Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и
угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную
истреблю; буду пасти их по правде.
Забота Христа об овцах включает в себя наставление их в истине, в том числе и относительно учения о взятках. Из
этого учения мы узнаём, что Иисус не берёт взятки, ненавидит взятки, награждает тех, кто не берёт их,
наказывает тех, кто берёт и даёт пример, как жить без них, о чём мы будем говорить далее.
Таким образом, я утверждаю, что библейское учение целиком, и учение о шахаде, в частности, составляют часть
Евангелия, Евангелия вечной жизни во Христе, которое даётся только благодатью и только верой, и Евангелия,
дающего нам надежду в нашей временной жизни! «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея
5 глава). Шести из семи миллиардов проживающих на планете людей, чтобы сохранить свой рассудок под гнётом
вымогателей, нужно услышать, что Бог понимает их бедственное положение и действует от их лица.
Мы, живущие в странах Запада, не придаём значения этим Божьим суждениям и обещаниям, поскольку нам
живётся довольно легко и спокойно. Нам не приходится задумываться о том, чтобы иммигрировать только ради
того, чтобы «почувствовать себя человеком».
V
Как бы Иисус хотел, чтобы мы поступали? Что бы сделал Иисус?
Еще лучше спросить: Как бы
Иисус хотел, чтобы мы поступали? Во-первых, что делать христианам, когда у них вымогают взятку или заставляют
взять её.
1. Взирать на Господа
В Книге пророка Михея в 7 главе мы читаем: Горе мне! .Не стало милосердых на земле, нет
правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему
сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья
судит за взятки [шахад], а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело…
А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. Не радуйся
ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь – свет для
меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела
моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.
Бог и сейчас обещает защищать нас подобным образом.
Вести себя правильно, как того хочет Бог, гораздо труднее, чем кажется. Когда полиция останавливала мня для
проверки документов более 200 раз за период с 1992 по1994 годы, я реагировал неправильно. На самом деле, я
превращался в такие моменты в полного идиота, часто на глазах моих жены и детей. Я-то думал, что меня тогда
охватывал «праведный гнев», а на самом деле деле это было больше похоже на «синдром коровьего бешенства».
Я продолжал также гневно реагировать каждый раз, когда власть придержащие покушались на мои права,
вплоть до 2005 года. Если бы я был храбрее, и при этом спокойнее, я мог бы лучше вести переговоры с ними. С
2005 года и по сей день подобных столкновений с властями было гораздо меньше. Я научился быть более
настойчивым в своих требованиях, чтобы мне доказали законность выдвинутых обвинений, и я уже не так часто
теряю самообладание при общении с ними.
2. Иметь чувство юмора.
Как реагирует Бог, когда люди пытаются Его оскорбить? Псалом 2:4, «Живущий на небесах посмеется». Они
становятся объектом Его насмешек.
А как, по мнению Христа, должны реагировать мы, когда с нами происходит что-то плохое? Мтф. 5:11-12,
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».
Когда мы не совершаем ничего плохого, а у нас вымогают деньги только из-за того, что мы решили не
поддерживать коррупционные схемы и не искать себе «крышу» в лице какого-нибудь начальника, значит, нас
гонят ради Христа, и мы должны радоваться!
Поэтому, когда у вас вымогают взятку, расслабьтесь и относитесь к этому как к игре. Местное население в ЗС
прекрасно умеет это делать. Установите добрые отношения с вымогателем, а после рассказывайте, как у
вас требовали взятку, с юмором, другие будут смеяться, а вы сохраните свой рассудок. Если вы будете сильно
переживать из-за того, что у вас вымогают взятку, и не научитесь воспринимать такие ситуации с юмором, вы
сойдёте с ума.
3. Избегайте требовать взятку или давать взятку.
Если человек хочет видеть в своей жизни благословения Божьи, он не должен участвовать в коррупционных схемах,
в искажении правосудия. Это нечто большее, чем мелкие поборы на дороге или за незначительные уступки
чиновников. Как написано в Исайи 33:15, он должен удерживать руки свои от взяток.
В нашей ЗС, если твоя работа связана с местной экономикой, это означает, что ты не сможешь достичь
большого успеха в бизнесе или подняться высоко по карьерной лестнице, поскольку, как только ты достигнешь
какого-то положения или добьешься успеха, тебе придется регулярно платить чиновникам откаты. От нашего друга
В.Н. постоянно требовали заплатить откаты государственным заказчикам, чтобы те наняли его
компанию для уборки помещений госслужб. Он не стал этого делать, и такой отказ дорого стоил ему.
4. Уехать из коррумпированного города или страны.
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мтф. 10:23).
В некоторых обстоятельствах это единственное, что остается.
Чтобы избежать коррумпированных схем ведения бизнеса, лучше, если возможно, иммигрировать в другую
страну, где нет такой коррупции. Именно так и поступил В.Н., поняв, что все его крупные клиенты ожидали от него
откатов. Теперь он живет в США вместе с женой и тремя дочерьми.
5. Разоблачать взяточников, если вы чувствуете, что этого требуют слава Божья, ваша совесть и обстоятельства.
Верующие, живущие в коррумпированных странах, должны быть готовы открыто противостоять греху и
публично обличать его, если они намерены продолжать жить в этой стране.
Многие верующие евангельских церквей хотят видеть Иисуса только как кроткого тихого Агнца. На самом деле,
Иисус открыто противостоял грехам общества. В 8 главе Евангелия от Иоанна Он бросил вызов фарисеям,
обвинявшим женщину, взятую в прелюбодеянии. В 23 главе Евангелия от Матфея Он пошел еще дальше, выступив
публично с обвинениями против местных духовных лидеров. Мы глубоко заблуждаемся, считая, что поступать
как Иисус значит избегать обличать мир о его грехах!
Как пишет Г.К. Честертон: «Буддизм центростремителен, христианство центробежно — оно вырывается наружу». 10
Он продолжает: «Христианин пристально смотрит наружу».
11 «На самом же деле западная энергия, свергавшая тиранов, порождена европейской верой...», 12 основанной на
Христе Ветхого и Нового Заветов.
Мне легко говорит жителям ЗС, чтобы они открыто противостояли взяточникам, ведь, если бы я, будучи
иностранцем, делал это, то меня бы просто депортировали из страны. Но граждане коррумпированной страны не
имеют такой защиты, их могут ложно обвинить в каких-либо преступлениях и посадить за решётку. Но именно таким
образом Бог меняет мир вокруг нас — через людей, которые говорят Его истину. Все цитируемые выше
библейские пророки так и поступали. Некоторых бросали в ямы, других побивали, а некоторым, как, например Иоанну
Крестителю, отрубали головы!
Отрывок из 5 главы Послания к Ефесянам ясно учит:
И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно,
стыдно и говорить.Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся
явным, свет есть Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя
Христос»
В Матфее 18:15 греческое слово «обличайте», elegcho, означает «рассказать кому-то о его проступке», а в Иоанне
3:20 оно подразумевает разоблачение. Согласно контексту, мы должны обличать дела тьмы, если они совершаются
псевдо-верующими среди нас, или сынами непослушания в мире. Книга Деяний полна примеров гражданского
неповиновения. Практически каждое деяние апостолов для распространения евангелия технически было нарушением
либо Римских, либо Иудейских законов, и обличало лже-религии (Деяния 17) и богопротивные дела (Деяния 19)
этих людей.
Вот какими словами обличение дел тьмы описывается в Притчах 21:22:
Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
Если какой-то город, штат или правительство полагают свою крепость на взятках, Бог призывает нас считать такой
город местом ложного упования и низвергнуть его силой
Божьего слова и молитвы (1Тим. 2). В то же время Притчи 9:8 призывают не обличать
кощунника, чтобы он не возненавидел того, кто обличает. Таким образом, в нужное время и в нужном месте будет
правильно обличать дела тьмы и заявлять о взяточниках. Мы должны быть мудры как змеи и просты как голуби,
согласно Матфею 10.
Иногда Бог может привести к личному обличению вымогателя лицом к лицу. Иногда в деле разоблачения зла
придётся идти намного дальше. В Деяниях 16:35-40 апостол Павел как раз и пошёл дальше. Он не позволил
правителям города отпустить его и Силу «по-тихому», а заставил их публично извиниться.
Конечно, сегодня в нашей ЗС огромную работу по разоблачению зла делает Навальный.
Жители ЗС могут без особого труда сделать следующее:распечатать данное эссе и раздать его всем, кого
встречают на улице, включая коррумпированных госслужащих.
Это поможет им и нам довериться Божьему главному оружию — Его слову. Только слово Божье, живое и
действенное, открывает человеку его истинную суть перед Богом.
Такова была тактика Христа, когда Он пришел на Землю. В Исайи 11 мы читаем о том, как Он изменит наш мир:
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух
Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом
Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать
дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом
уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл
Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс
будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя
будет водить их. Жезл и дух уст Христа, это, разумеется, Его Слово. Мы
делаем свою часть работы в борьбе со взяточниками, и даём им узнать, что Слово Божье говорит о взятках, Дух же
Господень совершает то, что хочет.
В Римлянам 3:20 апостол Павел напоминает нам, что законом познаётся грех. Таким образом, проповедь закона
Божьего коррумпированным чиновникам и бизнесменам — один из способов помочь им действительно придти ко
Христу. Без знания греха никто не может придти ко Христу. Давая им почитать это эссе, вы, по сути, благовествуете
им. И конечно, вселенская Церковь также должна регулярно
слышать проповедь такого учения с кафедры и наставление о том, как жить в коррумпированном
обществе. Избегая проповедовать Божьи стандарты праведности, мы создаём у людей впечатление, что Бог
спокойно относится к взяткам и даже Сам берёт их. Слишком много проповедей о Божьем прощении и ни одной
о Его святости, Его ненависти к моральному разложению общества, приводят к тому, что мы все меньше чувствуем
необходимость в Его прощении, так как не видим, в чем мы согрешаем. Повторюсь, без закона, который ведёт нас и
заставляет сверять свои дела с ним, благодать Божья теряет своё значение и становится бесполезной.
Когда мы проповедуем все Слово Божье всему творению, мы являем миру истинного Бога Библии и
установленный Им порядок вещей. Тогда все могут видеть то, что так взволновало Е.К., чем я поделился с вами в
предисловии. Бог властен над всеми, в том числе над теми, кто любит брать взятки. И мы призваны возвещать власть
Божью, проповедуя всю премудрость Божью всему человечеству.
Кайпер пишет: Этим основным принципом не был сотериологический принцип оправдания верой. Им
был космологический, в самом широком смысле, принцип суверенной власти Триединого Бога над
всем мирозданием, во всех его сферах и царствах, видимых и невидимых. 13
Но это не все, кальвинизм сделал больше. В области политики он научил и тому, что человеческий
элемент, то есть народ, нельзя считать самым главным…что Бог в Своем Величии должен сиять
перед взором всякой нации, а все нации, вместе взятые перед Ним, — словно капля воды в ведре или
пылинка на весах. Со всех концов земли Он собирает народы перед Своим судейским престолом. Они
существуют для Него, они — Его собственность и потому они сами, а в их лице — все человечество,
должны существовать для Его славы и согласно Его установлениям, чтобы, когда они руководствуются
Его установлениями, в их благоденствии воссияла Его премудрость.
6. Вести взяточников ко Христу.
Не забывайте, что сказал апостол Иуда в своем послании:
А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя
в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте
милостивы, с рассмотрением,а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая
осквернена плотью.
К некоторым будьте милостивы, исторгая их из огня и гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью. Если
взяточник, услышав благую весть о прощении грехов во Христе, поймет, что взяточничество — грех, то верующие,
живущие в ЗС, должны помочь такому человеку придти ко кресту Спасителя для покаяния и прощения его грехов.
Эпилог:
Христиане западных стран должны сочувствовать тем, у кого вымогают взятки, и
предпринимать действия для помощи им Христиане, живущие на Западе, конечно, не должны
спокойно наблюдать за тем, как притесняют их братьев во Христе. Мы призваны проявлять сочувствие к ним делом и
молитвой. Евреям 13:3:
Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
Если мы хотим, чтобы в странах, насквозь изъеденных коррупцией, где проживает большинство населения
планеты, насаждались и росли церкви, то, имея в десять раз больше свободных денежных средств, чем граждане
других стран, мы должны делать все возможное, чтобы помогать в финансировании этих церквей. Мы можем либо
помогать верующим взращивать Царство Божье в их коррумпированных странах, либо помогать им
иммигрировать в менее коррумпированные страны. Равндушно смотреть на то, как они подвергаются
притеснениям и страдают, в то же время не помогая им спастись из этой ситуации путем иммиграции — это
большой грех.
Закон, как всегда, призван сломать нас, смирить перед Богом и направить на верный путь:
Второзаконие 10:
“Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; “ибо Господь, Бог
ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица
и не берет даров, “Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и
одежду. “Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской.
Тогда вместе с притесняемыми и пришельцами мы сможем воскликнуть, как апостол Иуда:
Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в
радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и
величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.